Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 09.07.2025, 14:34

Персональный

сайт-портфолио Масловой Натальи Николаевны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 71
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Памятки: Русский язык

 

Памятка №1
        Как готовить домашнее задание по русскому языку
1. Начни с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл(а). 
2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило(обязательно). 
3. Прочитай задания к упражнению. Ответь на вопрос: Что нужно сделать? Какие знания тебе понадобятся для этого?Какие умения?
4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему. 
5. Выполни упражнение письменно. 
6. Проверь всю работу.

 Памятка №2

      Правило списывания предложения или текста
1. Прочитай предложение, текст. 
2. Определи тему (о чем говорится). 
3.Прочитай внимательно каждое предложение. Обрати внимание на орфограммы и знаки препинания. Объясни их написание и постановку.
4.Списывай частями или целыми предложениями. 
5.Проверь, правильно ли ты списал(а).

 Памятка №3

 Как готовиться к изложению по учебнику
1. Прочитай внимательно текст. 
2. Определи основную мысль текста.
3. Разбей текст на части и озаглавь их. 
4. Выясни значения непонятных слов. 
5. Устно перескажи текст по плану. 
6. Объясни правописание трудных для тебя слов.

Предложение

1. Предложение состоит из слов. 

2. Все слова в предложении связаны по смыслу.

3. В предложении от слова к слову можно задать вопрос.

4. Предложение выражает законченную мысль

5. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

6. В конце предложения ставится знак  .  ?   !   или … 

7. В предложении есть грамматическая основа (главные члены предложения)  – подлежащее и сказуемое.


Текст

1. Текст состоит из предложений.

2. Предложения в тексте связаны по смыслу.

3. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте.

4. У текста есть части: начало,основная часть, концовка.


Схема разбора предложения

1. Какое предложение по цели высказывания? 
2. Какое предложение по интонации? 
3. По наличию второстепенных членов? (Распр./нераспр.)
4. По наличию грамматических основ? (простое/сложное)
5. Смотрим, чем осложнено предложение (однородные члены)
    Для простого предложения:
8. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу. 
9. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют. 
10.Ставим вопрос от второстепенного члена к второстепенному, его поясняющему.
11. Выписываем словосочетания (сначала группа подлежащего, затем группа сказуемого)

Согласные звуки 

  • произносятся с шумом (глухие) или с шумом и голосом (звонкие); 
  • воздух встречает преграды: язык, зубы, губы;
  • нельзя пропеть;
  • не образуют слог

Согласная буква обозначает твёрдый звук, если

  • после неё стоит гласная 1 ряда;
  • она стоит в конце слова;
  • после неё стоит другая согласная или Ъ;
  • всегда твёрдые звуки обозначают Ш, Ж, Ц.

Согласная буква обозначает мягкий звук, если

  • после неё стоит гласная 2 ряда или Ь;
  • всегда мягкие звуки обозначают Ч, Й, Щ.

Парные (звон. – глух.) согласныеБ-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С

              Например:   Ясень  
 [й` а с` э н`] -
я – сень, 2 сл., 5 букв, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных.

 я [й`а]-гл., уд.    

[с`]-согл., мяг., парн., глух..

е [э]-гл., безуд.

н [н`]-согл., мяг., непарн., звон..

ь – звука не обозначает.                                                                                    

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

         гласные                                    согласные

 Гласные звуки 

  • произносятся с голосом;
  • воздух не встречает преград;  
  • можно пропеть;
  • образуют слог (сколько в слове гласных, столько и слогов).
  • бывают ударными и безударными.

Гласные 1 ряда – А, О, У, Ы, Э – указывают на твёрдость согласных.

Гласные 2 ряда – Я, Ё, Ю, И, Е – указывают на мягкость согласных.

Я, Ё, Ю, Е – обозначают 2 звука, когда стоят после гласной, разделительного Ъ и Ь, в начале слова.


                                                Состав  слова

1. КОРЕНЬ – это главная значимая часть слова, в которой заключён смысл всех однокоренных слов. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.

Вода, водица, подводный, наводнение, водяной, половодье

Однокоренные слова – это слова, у которых общий корень и значение.

2. СУФФИКС – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Дом – домик, домовой, домище.

3. ПРИСТАВКА – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка – часть слова, поэтому она пишется со словом слитно.

Бежал – убежал, прибежал, отбежал, набежал.

4. ОКОНЧАНИЕ – изменяемая часть слова. Не служит для образования новых слов. Образует формы слова. Чтобы найти окончание, надо изменить слово.  Человек  , у человека , человеком.


    Перенос  слов

1. Слова переносятся по слогам. Ха-рак-тер. 

2. Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка.

3. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.

4. Удвоенные согласные в середине слова разбиваются переносом. Кас-са.

Например, разделите на слоги и для переноса словаЛюбимая, лю-би-ма-я, лю-бимая, люби-мая.


                         Заглавная буква

1. С заглавной буквы пишется начало предложения.

Осень. По небу плывут хмурые тучи.

2. С заглавной буквы пишутся

  • имена, отчества, фамилии людей; имена сказочных героев, клички животных;

Татьяна Павловна Комарова;  Морозко; попугай Кеша

  • географические и астрономические названия;

страна Россия, город Курган, река Тобол, улица Центральная, звезда Солнце, планета Земля

  • названия кинофильмов, спектаклей, газет, пароходов, детских садов, театров и т.д. (для особой важности выделяются кавычками)

книга "Маугли", команда "Динамо", театр "Гулливер" 


                                                      Орфограммы

1. ЖИ – ШИ пиши с буквой И,   ЧА – ЩА с буквой А,  ЧУ – ЩУ с буквой У 

жизнь, шина, часовой, площадка, чудесный, прищурил

2. Буквосочетания ЧК,  ЧН,  ЩН,  НЩ,  РЩ,  НЧ  пиши без Ь

девочка, ночной, мощный, барабанщик, сварщик, кончик

3. Безударная  гласная в корне слова.
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным. 

лиса – лисы, лесник – лес 

4. Парная  согласная.

Чтобы правильно написать парную звонкую или глухую согласную в конце и середине слова надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный.  

арбуз – арбузы, ошибка – нет ошибок, ловкий - ловок

5. Ь – показатель мягкости согласных.

Буква Ь – показатель мягкости согласных пишется на конце слова после согласных и в середине слова между согласными.  

конь, коньки, большой  

6. Разделительный Ь (мягкий знак).
Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных букв перед гласными еёюяи. Он показывает, что согласный и гласный не сливаются.   

варенье, польёт, вьюга, семья, ульи  

7. Разделительный Ъ (твёрдый знак).
Разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласными еёю
я.  

отъезд, подъём, объявление

8. Удвоенная согласная. Удвоенная согласная в корне слова – это две согласные буквы, стоящие рядом. Их нельзя проверить, а надо запомнить. 

класс, рассказ, Россия, русский


 Части  речи

1. ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?  

(кто?) птица, человек, тигр
(что?) дверь, метель, мир, питание, дружба

Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.

ОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ обозначают живые предметы и отвечают на вопрос КТО?

(кто?) родители, второклассник, бабочка

НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос ЧТО?

(что?) учебник, мир, терпение

2. ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

дети (какие?) милые, славные, симпатичные, вежливые, внимательные

Имя  прилагательное всегда связано с именем существительным

(что?) гриб (какой?) красный,                ( кто?) кошка (какая?) усатая,

(что?) дерево (какое?) ветвистое,      (кто?) дети (какие?) вежливые

3. ГЛАГОЛ – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?

комар (что делал?) летал, звенел,     комар (что делает?) кусает, изводит,комар (сделал?) укусил, усмехнулся 

4. МЕЖДОМЕТИЕ – это часть речи, которая выражает разные чувства: радость, восторг, восхищение, страх, боль, жалость и др. К междометиям 
нельзя задать вопрос.

ах, эх, ух, ох, ай, ой, хе-хе, фу 

5. ПРЕДЛОГ – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги с другими словами пишутся раздельно. 

Гулял в_парке. Гулял в (красивом) парке. 


Синонимы  и  антонимы

1. Синонимы – слова различные по звучанию, но близкие по значению.

бегемот – гиппопотам, бежать – мчаться, красный – алый  

2. Антонимы – слова с противоположным значением. 

ранний – поздний, утро – вечер, вверх – вниз, кричать – шептать, громко – тихо    

Вход на сайт
Поиск
Часы
14:34
09.07.2025
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Погода

Copyright MyCorp © 2025
uCoz