2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило(обязательно).
3. Прочитай задания к упражнению. Ответь на вопрос: Что нужно сделать? Какие знания тебе понадобятся для этого?Какие умения?
4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
5. Выполни упражнение письменно.
6. Проверь всю работу.
Памятка №2
2. Определи тему (о чем говорится).
3.Прочитай внимательно каждое предложение. Обрати внимание на орфограммы и знаки препинания. Объясни их написание и постановку.
4.Списывай частями или целыми предложениями.
5.Проверь, правильно ли ты списал(а).
Памятка №3
4. Выясни значения непонятных слов.
5. Устно перескажи текст по плану.
6. Объясни правописание трудных для тебя слов.
1. Предложение состоит из слов.
2. Все слова в предложении связаны по смыслу.
3. В предложении от слова к слову можно задать вопрос.
4. Предложение выражает законченную мысль
5. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
6. В конце предложения ставится знак . ? ! или …
7. В предложении есть грамматическая основа (главные члены предложения) – подлежащее и сказуемое.
Текст
1. Текст состоит из предложений.
2. Предложения в тексте связаны по смыслу.
3. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте.
4. У текста есть части: начало,основная часть, концовка.
Схема разбора предложения
2. Какое предложение по интонации?
3. По наличию второстепенных членов? (Распр./нераспр.)
8. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
9. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
10.Ставим вопрос от второстепенного члена к второстепенному, его поясняющему.
Согласные звуки
- произносятся с шумом (глухие) или с шумом и голосом (звонкие);
- воздух встречает преграды: язык, зубы, губы;
- нельзя пропеть;
- не образуют слог
Согласная буква обозначает твёрдый звук, если
- после неё стоит гласная 1 ряда;
- она стоит в конце слова;
- после неё стоит другая согласная или Ъ;
- всегда твёрдые звуки обозначают Ш, Ж, Ц.
Согласная буква обозначает мягкий звук, если
- после неё стоит гласная 2 ряда или Ь;
- всегда мягкие звуки обозначают Ч, Й, Щ.
Парные (звон. – глух.) согласные: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С
Например: Ясень
[й` а с` э н`] - я – сень, 2 сл., 5 букв, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных.
я [й`а]-гл., уд.
[с`]-согл., мяг., парн., глух..
е [э]-гл., безуд.
н [н`]-согл., мяг., непарн., звон..
ь – звука не обозначает.
Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова
гласные согласные
Гласные звуки
- произносятся с голосом;
- воздух не встречает преград;
- можно пропеть;
- образуют слог (сколько в слове гласных, столько и слогов).
- бывают ударными и безударными.
Гласные 1 ряда – А, О, У, Ы, Э – указывают на твёрдость согласных.
Гласные 2 ряда – Я, Ё, Ю, И, Е – указывают на мягкость согласных.
Я, Ё, Ю, Е – обозначают 2 звука, когда стоят после гласной, разделительного Ъ и Ь, в начале слова.
Состав слова
1. КОРЕНЬ – это главная значимая часть слова, в которой заключён смысл всех однокоренных слов. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.
Вода, водица, подводный, наводнение, водяной, половодье
Однокоренные слова – это слова, у которых общий корень и значение.
2. СУФФИКС – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Дом – домик, домовой, домище.
3. ПРИСТАВКА – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка – часть слова, поэтому она пишется со словом слитно.
Бежал – убежал, прибежал, отбежал, набежал.
4. ОКОНЧАНИЕ – изменяемая часть слова. Не служит для образования новых слов. Образует формы слова. Чтобы найти окончание, надо изменить слово. Человек , у человека , человеком.
Перенос слов
1. Слова переносятся по слогам. Ха-рак-тер.
2. Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка.
3. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.
4. Удвоенные согласные в середине слова разбиваются переносом. Кас-са.
Например, разделите на слоги и для переноса слова: Любимая, лю-би-ма-я, лю-бимая, люби-мая.
Заглавная буква
1. С заглавной буквы пишется начало предложения.
Осень. По небу плывут хмурые тучи.
2. С заглавной буквы пишутся
- имена, отчества, фамилии людей; имена сказочных героев, клички животных;
Татьяна Павловна Комарова; Морозко; попугай Кеша
- географические и астрономические названия;
страна Россия, город Курган, река Тобол, улица Центральная, звезда Солнце, планета Земля
- названия кинофильмов, спектаклей, газет, пароходов, детских садов, театров и т.д. (для особой важности выделяются кавычками)
книга "Маугли", команда "Динамо", театр "Гулливер"
Орфограммы
1. ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У.
жизнь, шина, часовой, площадка, чудесный, прищурил
2. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, РЩ, НЧ пиши без Ь.
девочка, ночной, мощный, барабанщик, сварщик, кончик
3. Безударная гласная в корне слова.
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным.
лиса – лисы, лесник – лес
4. Парная согласная.
Чтобы правильно написать парную звонкую или глухую согласную в конце и середине слова надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный.
арбуз – арбузы, ошибка – нет ошибок, ловкий - ловок
5. Ь – показатель мягкости согласных.
Буква Ь – показатель мягкости согласных пишется на конце слова после согласных и в середине слова между согласными.
конь, коньки, большой
6. Разделительный Ь (мягкий знак).
Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, и. Он показывает, что согласный и гласный не сливаются.
варенье, польёт, вьюга, семья, ульи
7. Разделительный Ъ (твёрдый знак).
Разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласными е, ё, ю, я.
отъезд, подъём, объявление
8. Удвоенная согласная. Удвоенная согласная в корне слова – это две согласные буквы, стоящие рядом. Их нельзя проверить, а надо запомнить.
класс, рассказ, Россия, русский
Части речи
1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
(кто?) птица, человек, тигр
(что?) дверь, метель, мир, питание, дружба
Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.
ОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ обозначают живые предметы и отвечают на вопрос КТО?
(кто?) родители, второклассник, бабочка
НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос ЧТО?
(что?) учебник, мир, терпение
2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
дети (какие?) милые, славные, симпатичные, вежливые, внимательные
Имя прилагательное всегда связано с именем существительным.
(что?) гриб (какой?) красный, ( кто?) кошка (какая?) усатая,
(что?) дерево (какое?) ветвистое, (кто?) дети (какие?) вежливые
3. ГЛАГОЛ – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
комар (что делал?) летал, звенел, комар (что делает?) кусает, изводит,комар (сделал?) укусил, усмехнулся
4. МЕЖДОМЕТИЕ – это часть речи, которая выражает разные чувства: радость, восторг, восхищение, страх, боль, жалость и др. К междометиям
нельзя задать вопрос.
ах, эх, ух, ох, ай, ой, хе-хе, фу
5. ПРЕДЛОГ – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги с другими словами пишутся раздельно.
Гулял в_парке. Гулял в (красивом) парке.
Синонимы и антонимы
1. Синонимы – слова различные по звучанию, но близкие по значению.
бегемот – гиппопотам, бежать – мчаться, красный – алый
2. Антонимы – слова с противоположным значением.
ранний – поздний, утро – вечер, вверх – вниз, кричать – шептать, громко – тихо